Какие войска взяли константинополь в марте 1204 года

1204 г. − захват Константинополя крестоносцами. Краткое описание. Взятие Константинополя войсками крестоносцев в ходе 4-го крестового похода. Участвовали венецианский флот и западноевропейская (преимущественно французская) пехота.

Перипетии IV крестового похода: ни сарацинов, ни Святой земли

С помощью лестниц передовая группа взобралась на крепостные стены. Другая группа атакующих сделала пролом в стене, а затем, действуя изнутри, разбила несколько крепостных ворот. Сопротивление осажденных было сломлено, император Алексей Мурзуфл бежал. Утром 13 апреля 1204 года глава войска крестоносцев князь Бонифаций Монферратский вступил в Константинополь. Город, выдержавший натиск многих врагов, впервые был захвачен. То, что не удалось полчищам персов, славян, аваров и арабов, оказалось под силу немногочисленному рыцарскому войску из 20 тысяч воинов. Жоффруа де Виллардуэн, один из участников похода, считал, что соотношение сил осаждённых и осаждавших составляло 200 к 1. Он удивлялся победе крестоносцев. Лёгкость победы крестоносцев была результатом острого социально-политического кризиса Византийской империи.

Позиция Папы Папа Иннокентий III, узнав о направлении похода, отправил руководителям крестоносцев послание, с напоминанием об обете освободить Святую землю и запретом идти в столицу Византии. Они сначала проигнорировали его, а в мае 1204 года отправили ответное письмо, с сообщением о захвате города, и предложили Папе пересмотреть позицию и признать завоевание Константинополя даром Божьим. Иннокентий не придал значения сообщениям о зверствах и осквернении храмов во время грабежа города и благословил свершившийся факт, признав Балдуина законным императором, а Морозини законным патриархом. Итоги похода Четвёртый крестовый поход обозначил глубокий кризис движения крестоносцев. Итогом стал бесповоротный раскол западного и византийского христианства. Собственно Византия в результате похода на 50 лет перестала существовать как самостоятельное государство.

Финансовую поддержку оказал дож Энрико Дандоло в обмен на помощь в борьбе с противниками Венеции.

Картина Г. Вход крестоносцев в Константинополь Крестоносцы взяли и разграбили г. Зара в Далмации. Поход изменил направление с Иерусалима на Константинополь. В ответ на эти события Папа Римский отлучил участников похода от церкви. Император Алексей был свергнут. Это стало концом Четвертого Крестового похода.

Переворот в Константинополе заставил крестоносцев пересмотреть свои планы. Теперь столицу Византии контролировали силы, которые относились к латинянам крайне негативно, что означало прекращение обещанных прежней династией выплат. Однако рыцарям уже было не до давних договоренностей. За несколько месяцев европейцы успели ознакомиться с городом и его несметными богатствами. Теперь они хотели не откупа, а настоящего грабежа. В истории взятие Константинополя турками в 1453 году известно гораздо больше падения византийской столицы в 1204 году, а ведь катастрофа, поразившая империю в начале XIII веке, была не меньшим бедствием для ее жителей. Развязка стала неизбежна, когда выгнанные крестоносцы заключили с венецианцами соглашение о разделе греческих территорий. Первоначальная цель похода, борьба с мусульманами в Палестине, была благополучно позабыта. Весной 1204 года латиняне приступили к организации штурма со стороны бухты Золотого Рога.

Католические священники обещали европейцам отпущение грехов за участие в атаке, называя ее богоугодным делом. Перед тем как наступила роковая дата взятия Константинополя рыцари старательно засыпали крепостные рвы вокруг защитных стен. Атака возобновилась через три дня. Даже случившееся два с половиной столетия спустя взятие Константинополя османами не закончилось такими значительными разрушениями архитектуры, как после боев с латинянами. Причиной тому послужил огромный пожар, начавшийся 12 числа и уничтоживший две трети городских зданий. Сопротивление греков было сломлено. Алексей V бежал, а через несколько месяцев латиняне нашли его и казнили. В штурме участвовало около 20 тысяч крестоносцев. Это была более чем скромная цифра по сравнению с теми полчищами аваров, славян, персов и арабов, которые империя отражала от своего главного города на протяжении уже многих столетий.

Однако в этот раз маятник истории качнулся не в пользу греков. Сказался долгий экономический, политический и социальный кризис государства. Именно поэтому впервые в истории столица Византии пала именно в 1204. Взятие крестоносцами Константинополя ознаменовало начало новой эпохи. Прежняя Византийская империя была упразднена, а на ее месте появилась новая Латинская. Первым ее правителем стал участник крестового похода граф Фландрии Балдуин I, избрание которого состоялось в знаменитом соборе Святой Софии. Новое государство отличалось от прежнего составом элиты. Ключевые места в административной машине заняли французские феодалы. Латинская империя получила далеко не все земли Византии.

Балдуину и его преемникам, кроме столицы, досталась Фракия, большая часть Греции и острова Эгейского моря. Военный лидер Четвертого крестового похода итальянец Бонифаций Монферратский получил Македонию, Фессалию, а его новое вассальное по отношению к императору королевство стало называться королевством Фесаллоники. Предприимчивым венецианцам достались Ионические острова, Кикладский архипелаг, Адрианополь и даже часть Константинополя. Все их приобретения подбирались согласно коммерческим интересам. В самом начале похода дож Энрико Дандоло собирался установить контроль над средиземноморской торговлей, в конце концов ему удалось добиться своей цели. Средние помещики и рыцари, участвовавшие в кампании, получили небольшие графства и другие земельные владения. По сути, обосновавшись в Византии, западные европейцы насадили в ней привычные для себя феодальные порядки. Местное греческое население тем не менее осталось прежним. За несколько десятилетий владычества крестоносцев оно практически не изменило свой уклад, культуру и религию.

Именно поэтому латинские государства на обломках Византии продержались всего несколько поколений. Прежней византийской аристократии, не пожелавшей сотрудничать с новой властью, удалось утвердиться в Малой Азии. На полуострове появились два крупных государства — Трапезундская и Никейская империи.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений.

Но точно знаю,что католическая церковь,хотела навязать свою религию-православной.... NKМастер 1328 8 лет назад всё от зависти Настоящий Жук Профи 709 14 лет назад 1204 год стал годом бедствия для империи. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. Значица, сидим мы с Миколой у Константинополи, а тут эти крестоносцы давай его захватывать, грабить!!

Перипетии IV крестового похода: ни сарацинов, ни Святой земли

Чтобы крестоносцы не считали, что их используют как наемников, царевич приводил убийственный аргумент: в случае успеха он обещал признание папской власти над православной церковью. Предложение было чрезвычайно соблазнительным, сразу решавшим все проблемы с деньгами, нехваткой войск и снабжения, но оно вновь означало нападение на христианский город и в корне меняло весь план похода. Среди крестоносцев шли бурные совещания. Симон де Монфор отказался идти на Константинополь, также как и фламандская эскадра, зимовавшая в Марселе. Но в итоге победила земная выгода, прикрытая изощренной юридической аргументацией. Византия накануне падения Византийская империя к тому времени представляла жалкое зрелище.

После военного блеска царствования Мануила Комнина страна переживала тяжелейший кризис. Неразумная жестокость Андроника привела к падению династии. Новая династия Ангелов шла на поводу аристократических кланов. Император Исаак II, чей сын Алексей направил крестоносцев на Константинополь, «торговал должностями, как овощами на рынке», по словам одного историка. Рассматривая государство как источник личной выгоды государь вел его к краху.

Налоги росли вместе с запросами верхушки и злоупотреблениями местных властей. Окраины Сербия, Болгария отпали, войска, посланные на их усмирение терпели поражения. Взимались подати на постройку и оснастку кораблей, а флот, когда-то славный, распродавался по частям и гнил в гавани Константинополя. На островах расплодились пираты. Переворот 8 апреля 1195 г.

Новый властитель, брат предыдущего, Алексей III показал абсолютную беспомощность в своих отношениях с германским императором Генрихом VI, пытаясь того задобрить. Он согласился платить большую дань, для уплаты которой пришлось вводить особый налог и снимать украшения с саркофагов своих предшественников. В 1201 г. Подобное, конечно, не способствовало популярности правительства и государя. Внутреннее управление было ничуть не лучше.

Учитывая вышеизложенное, неудивительно, что к 1203 г. Алексея III презирали и ненавидели все, от немцев, болгар, сербов и франков, до самих греков. Крестоносцы у стен Константинополя На Корфу чудом удалось избежать раскола армии. Используя слезные мольбы, клятвенные уверения и призывы к единству вожди похода Бонифаций, Балдуин и Людовик Блуасский удержали ситуацию, обещая после Константинополя отправиться в Сирию. Только после этого флот смог покинуть Корфу и продолжить путь.

Его маршрут проходил вдоль Пелопоннеса до мыса Малея и далее на север. Приводя к присяге царевичу Алексею жителей встречных островов, 24 июня крестоносцы показались пред стенами Константинополя. Вид и величина города произвели на армию огромное впечатление. Несмотря на все кризисы он оставался крупнейшим городом Европы. Его население все еще превышало 250 тыс.

Только пять городов тогдашней Европы, помимо Константинополя Палермо, Севилья, Париж, Милан и Салоники могли похвастать численностью свыше 100 тыс. Расположение Константинополя вызывало не меньшую зависть: на перекрестке Европы и Азии восток — запад , в преддверии Черного моря, а значит, Древней Руси, Кавказа и всей Восточной Европы, в преддверии моря Эгейского, а значит, всего Восточного Средиземноморья. Стены Константинополя. История подтверждала эти впечатления: великая аваро-персидская осада 626 г. Архитектура Константинополя вызывала не меньшее восхищение: Святая София, Буколеон, Влахернский дворец.

Только глубокий старик 80-ти? Первый штурм Силы Византии были не так малы. Как считают современные историки, они достигали к тому времени 40 тыс.

Массивная цепь, блокировавшая гавань Золотого Рога, была опущена, и флот крестоносцев смог напрямую атаковать морские стены Константинополя, а заранее построенные осадные машины, были готовы атаковать Феодосийские стены на суше. Однако, из-за их лояльности захватчикам и постоянной пропаганды против них, со стороны их приемника, Алексоса III, эта пара была крайне непопулярна среди византийцев. Следовательно после вмешательства народа и армии трон оказался фактически пуст и этим сразу воспользовался узурпатор, Алексиос V Дукас. Дукас, после казни своих предшественников, отца и сына, пообещал любой ценой защищать город от крестоносцев. Стены Константинополя были укреплены, были возведены новые башни и совершено несколько набегов на лагеря крестоносцев.

У крестоносцев, у которых уже почти не оставалось запасов продовольствия, не оставалось ничего другого, как попытаться захватить город. А вы говорите Киев надо было брать за 3 дня Утром, 9 апреля 1204 г. Затем,12 апреля, корабли крестоносцев атаковали башни и более слабые стены гавани. Первоначально защитники держались, но в конце концов пробив городские ворота, нападавшие прорвались в город. Горожан насиловали и убивали, здания сжигали, а церкви оскверняли.

Владел формальным титулом герцога Никеи. Погиб в битве при Адрианополе. Бонифаций Монферратский 1150-1207 С 1201 г. Был убит, попав в засаду к болгарам.

Защищал интересы венецианских торговцев, что стало одной из причин взятия Константинополя. Ход Четвертого Крестового похода Крестоносцы решили отправиться в поход морем. Было заключено соглашение с Венецией о постройке большого флота. К середине 1202 г.

Взятие Константинополя 1203 год, лето - в результате, вместо Египта предводитель похода Бонифаций Монферратский направил войско к Константинополю, в скором времени после этого Византия капитулировала. Несмотря на то что были предприняты чрезвычайные меры, им не удалось собрать обещанной рыцарям награды в 200 тыс. Поборы вызвали недовольство народа и привели к свержению только восстановленных на троне правителей. Алексей V который получил престол, объявил о намерениях порвать с «латинянами».

Последние долго не думая взяли Константинополь штурмом в 1204 году. Размары добычи превзошли все ожидания. Город был нещадно разграблен. Уничтожали памятники искусства, библиотеки. То, что не было разрушено крестоносцами, сгорело в пожарах. Разорению подвергались не только дворцы и дома, но и христианские храмы. Не смогла избежать общей трагической участи и христианская святыня — храм Святой Софии.

Перипетии IV крестового похода: ни сарацинов, ни Святой земли

Крестовая армия, сформированная из европейских рыцарей и воинов, начала осаду Константинополя в 1203 году. После длительной осады и мощных наступательных операций, взятие города произошло в 1204 году. Тем временем, основная часть войска, во главе с Тибо де Шампань, продолжила путь и в июле 1203 года прибыла к Константинополю – столице Византии. Так начался Четвертый Крестовый поход и войска крестоносцев готовились к осаде и захвату Константинополя. решение вопроса. +5. войска французов и генуэзцев. Четвертый крестовый походЧасть крестовых походов. Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 годуДата1202–1204МестоположениеБалканы, Анатолия РезультатСм. Тем временем, основная часть войска, во главе с Тибо де Шампань, продолжила путь и в июле 1203 года прибыла к Константинополю – столице Византии. Так начался Четвертый Крестовый поход и войска крестоносцев готовились к осаде и захвату Константинополя. Для переправки войска требовался флот. Из Франции направили послов в Венецию — «Королеву морей». 29 июня 1201 года венецианский дож Энрико Дандоло подписал с крестоносцами договор на сумму в 85 тыс. марок.

Участники Четвертого крестового похода, цели, результат

29. 4Й крестовый поход. Разгром Константинополя крестоносцами И вот настал день 12 апреля 1204 года, когда крестоносцы начали штурм Константинополя. Робер де Клари описывает непосредственные события у одной из константинопольских башен, отмечая своего брата – клирика Альома де Клари.
Почему крестоносцы разрушили Константинополь — один из центров христианства? В очень простых словах изложить этот миф можно так: "В 1204 году, ослепленные жаждой наживы[1] и папской пропагандой, крестоносцы, вместо того, чтобы идти на Восток и оказать помощь тамошним христианам, напали на православный Константинополь, утопив его в крови.
Г.П.Г4 4-ый крестовый поход .Часть 3 События — Илья Гудков на Византийские аристократы также основали ряд небольших независимых отколовшихся государств — одним из них была Никейская империя, которая в конечном итоге вернет Константинополь в 1261 году и провозгласит восстановление Империи.
Падение Константинополя — одно из самых пафосных событий в истории «Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.

Четвертый крестовый поход

Но ночью один из греков умудрился заложить под башню бочонок с порохом и она разлетелась в щепки. Параллельно с этим турки рыли подкопы под стены, одновременно отвлекая греков атаками на цепь в заливе Золотой Рог и постоянной игрой на огромном количестве музыкальных инструментов. Это не особо помогало и византийцы все же обнаруживали подкопы. Некоторые из них они затопили, некоторые взорвали, погубив множество турецких и сербских саперов. Последний бой Императора Тем не менее, все шло к своей неминуемой кровавой развязке. Силы защитников были на исходе, моральный дух постепенно падал, а после плохих знамений состояние осажденных и вовсе было близко к панике. Мехмед II И вот наступила ночь на 29 мая. По приказу султана на приступ бросились башибузуки и венгерские, немецкие и итальянские наемники.

Через два часа, когда они измотали греков, в бой вступили регулярные войска турок, до рассвета штурмуя измученных защитников. Те бросили все силы на стены и отбивали атаки, используя как немногочисленное огнестрельное оружие, так и греческий огонь. Почти на рассвете «Базилика» одним выстрелом разрушает часть стены и туда устремляются турки, но их снова отбрасывают. И тут султан вводит в бой последний резерв — янычар. Две колонны лучших воинов Османской империи в пешем строю молча идут в атаку. Сам Мехмед II возглавляет их, провожая до рва. Начинается самая кровавая часть штурма, и в это время тяжело ранят Джованни Лонго, который наравне с императором возглавлял оборону.

Генуэзцы выносят командира из боя, и это становится сигналом для отступления всех наемников, ибо они понимают, что бой проигран. Турки усиливают натиск и тут над важной для обороны башней взвивается стяг султана. Оказалось, что за два часа до этого какой-то шальной отряд башибузуков обнаружил тайную дверцу в башне, через которую генуэзцы делали вылазки. И то ли ее забыли запереть, то ли враги смогли ее выломать, но в итоге они легко заняли башню и подняли на ней турецкий флаг. Император, увидев это, сорвал с себя все регалии и бросился в самую жестокую часть боя , где и погиб. Опознали его много позже, по вышитым на сапогах орлам, отрубили голову и вывесили на всеобщее обозрение. Падение Константинополя Ворвавшиеся через стены турки открыли ворота, и завоеватели хлынули в древний город, неся огонь, разрушение и смерть.

Два дня город подвергался разграблениям, а на третий султан Мехмед II, отныне именуемый «Завоевателем», железной рукой прекратил грабежи, ознаменовав этим новый этап жизни Константинополя. Отныне этот тысячелетний город будут звать Стамбул, столица Османской империи.

На Ближнем Востоке грозного приближения монгольских сил латиняне испугались настолько, что обеспечили тыл и снабжение египетским мамлюкам. А тем, мусульманам и воинам рабского происхождения, было из-за чего сражаться с монголами и их спутниками: они были тюркского происхождения и многие из них уже прошли через монгольский плен и обращение монголами в рабство. Решающие столкновения произошли в южной Сирии и северной Палестине.

Если бы не омерзительное предательство крестоносных баронов, владетелей на Ближнем Востоке, мамлюки, безусловно, не смогли бы победить не побежденную еще никем ордынскую конницу. Им это удалось по единственной причине. У монголов после длительного перехода просто устали кони, а мамлюкам предоставили отдых, продовольствие, корм лошадям те же самые западноевропейцы, предатели общехристианского дела. И монгольский генерал, найман и христианин Китбуга-нойон проиграл. Он проиграл и был убит, заявив напоследок мамлюкскому бею, что он в отличие от бея а не раб, б не предавал своего государя и в , его, конечно, убьют, но монголы снова придут и вырежут всех мамлюков.

После того Китбуга, естественно, был убит. Если бы он не был несторианином, мы этого защитника христианства и христианских интересов должны были бы канонизовать как святого воина. По крайней мере добрая память должна связывать нас с именем нойона Китбуги. И вот, что сделали тем самым западные, увидеть очень просто. За два десятилетия были утрачены все крестоносные владения последний город — Акра , а затем озверевшие профессиональные воины мамлюкского, рабского происхождения начали истребление восточных христиан.

Вот этот страшный рубеж — XIII век. Вот цена последнего предательства западных. Подробно об этом в популярной и весьма доступной работе Гумилева «Конец и вновь начало», а еще подробнее в специальной главе его же книги «Поиски вымышленного царства» с большим ближневосточным материалом. Теперь посмотрите. Вы понимаете прекрасно, что если бы того не произошло, то сельджуки оставались бы реликтом, потому что никакая волна, никакой новый прилив османской энергии не мог бы изменить ситуацию в мире, где мусульман стало совсем мало.

Уже не говорю о том, что если бы не состоялось крестоносное предательство 60-х годов XIII века, тюркский мир в Малой Азии просто был бы замкнут между христианами Ближнего Востока, христианами Кавказа и христианами империи. Вот этого тоже не следует забывать и упускать из вида. Но, к сожалению, предательство произошло. Вернемся к ромеям. Когда я так называл эту лекцию, я имел определенные основания.

Действительно, и среди последних василевсов были достойные и выдающиеся деятели. Дальше вопрос стоял только об удержании границы по Пропонтиде. Появился удивительно продажный василевс Иоанн V годы правления 1341-1376 , эгоистичный до предела, уступавший западным во всем. Генуэзцы сохранили свое положение, но венецианцы вернули свое. Именно при нем уже различные города и купцы различных торговых корпораций Запада получали бесконечные концессии и привилегии.

Все меньше и меньше оставалось византийского. При Иоанне V имперский флот стал чисто иностранным. Он почти полностью состоял из судов и, что еще хуже, из мореходов крупнейших торговых городов Италии. Однако и при нем натиск Римской церкви и натиск западного торгового капитала был сильно приостановлен выдающимся дядей его, который при поддержке последних православных патриотов был навязан племяннику в соправители с именем Иоанна VI. Формально то была узурпация, но благодаря этому вымученному соправительству время жизни империи продлилось.

Иоанн VI Кантакузин был близким другом и покровителем патриарха Филофея Коккина, тем самым человеком, близким к святителю Григорию Паламе. Он был исихаст. И когда, не пожелав вступить в откровенную гражданскую войну, Иоанн VI уступил единодержавие властолюбивому племяннику, он удалился в монастырь и закончил дни свои как монах-молчальник, как монах-исихаст. Изначально исихазм было нормой и методом самосовершенствования монаха, и даже не любого, а особо одаренного монаха, склонного к уединенной, келейной молитве и богомыслию. Начиная с Кантакузина, движение исихастов переживало свой рассвет подробнее на следующей лекции.

За очень короткий срок оно прошло поразительный путь и стало путем самосовершенствования уже любого монаха, а затем и любого мирянина. Об этом можно прочитать, кстати, и в проповедях самого Паламы, когда он стал архиепископом Фессалоники. Более того, движение исихастов приобрело также политическую форму, попытавшись стать инструментом объединения православных христиан всего Балканского региона, и Руси тоже, но Русь была еще очень далеко. То был поразительный момент истории — ученые монахи-исихасты, по сути дела сподвижники и ученики Паламы, попытались добиться объединения греков, болгар и сербов. И у них, как мне кажется, могло получиться.

Еще довольно много энергии оставалось у болгар. Но еще больше энергии было у сербов. Была и такая попытка, она занимает несколько десятилетий. В теле и без того сократившейся империи гвоздями сидят крестоносные феодальные княжества. Эти княжества постоянно интригуют и тем самым постоянно стремятся стравить между собой балканских православных государей.

То, что турки стремятся захватить Константинополь, не подлежит ни малейшему сомнению. О Мануиле II современником было написано: «Этот великий государь мог бы спасти империю, если бы ее можно было спасти». Я позволю себе с хронистом поспорить. Этот великий государь мог бы спасти империю, если бы еще было, что спасать. Третий Рим уже начали выращивать.

Обычно я касался этого вопроса на лекциях Русского курса. Для тех, кто не слушал меня или не читал моей «Империи», обращу внимание на то, как усердно сохраняется единая митрополия, единый для всех церковный округ, для всех епархий Русской церкви, насколько, несмотря на все происки князей, особенно Литовских, это поддерживают один за другим и Константинопольские патриархи, и митрополиты Киевские и Владимирские, кто бы ни был митрополитом. Были греки, был болгарин, были галичане, был москвич Алексей. Все они действуют одинаково. Ведь Русская митрополия в это время территориально больше, чем остальная часть Константинопольской патриархии.

Строго говоря, митрополичий округ такого размера противоканоничен. Конечно, на Русской земле могло быть и несколько митрополичьих округов с правом созывать окружные соборы. Но Вселенская церковь, ее иерархия идут на крайнее нарушение канонов только для того, чтобы сохранить церковное единство там, где еще нет единства политического. Они выращивают преемницу Царьграда, выращивают Третий Рим. Есть еще два очень интересных исторических момента, чрезвычайно интересных.

Первый связан с одной моей гипотезой. Позволю себе выдвинуть ее. Иначе зачем бы я читал столь рискованный для меня курс, я все же не византинист. Был еще один маленький шанс спасения Константинополя и удержания турок. Шанс этот был не там, где его искали, не на латинском Западе.

Латинский Запад добился своего — он загнал Константинополь в тиски Ферраро-Флорентийской унии 1438-1439 годов и не помог через считаные годы своим теперь формально единоверцам. Этот шанс был не на Западе. Кстати, даже если бы Римские папы 50-х годов XV века и хотели отчаянно помочь Константинополю против турок, не допустить турецкого захвата и продвижения турок глубже в Европу, они все равно ничего не смогли бы сделать. Время крестовых походов прошло. Ни один папа уже не мог организовать нового крестового похода.

Могли сербы. Надо сказать, что Сербская держава довольно молода. Славяне появляются в Иллирии напомню вам ранний материал этого курса в конце IV века, в самом начале Великого переселения народов. Однако сербы приходят туда позже. Приходят они, конечно же, с севера и приходят именно при императоре Ираклии, в начале VII века.

Никакого народа сербского тогда, разумеется, не было, ибо при Ираклии славяне были еще единым этносом: и предки русских, и предки болгар, и предки поляков были одним народом. Все они относились к одному народу, правда, разбросанному, расселенному, но одному. Под приходом сербов следует понимать славянское племя, которое переселилось с германских земель, возможно, под давлением германцев, и в силу своей исключительной энергии и доблести составило элиту иллирийских славян. Они становятся федератами империи. Они совершенно самоуправляемы, но это не вполне государство.

Они управляют большею частью провинции Иллирия с позволения императора Ираклия, а потом и последующих императоров. И между прочим, ведут себя прилично. Мы знаем, что затем часть славянских, иллирийских земель подвергается вестернизации. На это положили поколения, западные на это положили века, и сделали из хорватов близкородственного происхождения западных людей и антисербское орудие. В Риме умеют работать на века.

После смерти Иоанна Асеня в 1241 году Валахо-Болгарская империя, включавшая также территорию нынешней Румынии, столь опасная, угрожавшая и византийцам, и Латинской империи, быстро ослабеет, к тому же в ней начинаются междоусобицы. Ее вассалы сербы начинают резко подниматься. Они, кстати, тоже опасны Константинополю. Сербы тоже не избежали обычного соблазна захватить Константинополь. Только русские того избежали.

Точнее, из русских только князь язычник Святослав не избежал соблазна захватить Константинополь и стать василевсом, но он был язычник. Начиная же со святого Владимира, ни один русский правитель не посягал на Константинополь. Сербы занимают значительную территорию, накладывают руку на Охрид, приобретают западную Македонию, еще недавно принадлежавшую Болгарии, занимают значительную часть Эпира, то есть Албании. В состав Сербской державы входит северная Албания. Единственное, чем блестяще, в лучшую и нам с вами небезразличную сторону отличаются сербы от болгар, — все их правители не якшаются с Западом и не образуют с западными союзов против империи.

Но для нас это отличие принципиально. Во второй четверти, во второй трети XIV века наступает время величайшего из сербских государей Стефана Душана. Правил он достаточно долго. Его правление может считаться продолжительным: 1331-1355 годы. Он был и ловкий дипломат, и умный волевой правитель, и безусловно крупный полководец своей эпохи.

Он отобрал у анжуйцев ту часть Албании, где еще удерживалось крестоносное наследие, он забрал значительные территории западной Болгарии. Ему принадлежала вся Македония. В 1346 году в Ускубском соборе, то есть в Скопле тогда Ускуб — это город Скопле, чтобы никто не говорил, что это мусульманский город в Боснии Стефан Душан короновался императором и автократором сербов и ромеев. Сербская держава действительно похожа на империю. Она простирается от Дуная до Эгейского моря и Адриатики, она имеет выход к двум морям.

Она практически отсекает от континента то, что осталось от Империи Ромеев. И наконец в 1355 году кажется, что Константинополь станет сербским. Стефан Душан занимает Адрианополь и почти всю Фракию, стоя тем самым у стен имперской столицы. К несчастью, может быть, для христианского мира он и скончался во время того похода во Фракии. После смерти Душана несербские части его империи были очень быстро потеряны, причем в основном не возвращены Империи Ромеев.

Что-то прихватили западные. На незначительную территорию у адриатического побережья сумели наложить лапу путем установления вассальных связей мадьяры, укрепляющееся Венгерское королевство. Идея спасения от турок не удалась.

Этот вопрос я тоже постараюсь рассмотреть в своей работе не со стороны исследователей и документов, а со стороны описаний похода, стараясь найти или опровергнуть причастие дожа Венеции к отклонению от первоначального движения крестоносцев. Источники Среди имеющихся хроник четвертого крестового похода самыми, пожалуй, полными и выдающимися являются работы Жоффруа де Виллардуэна и Роббера де Клари как непосредственных участников похода. Их одноименные работы "Завоевание Константинополя" дополняют друг друга и хороши тем, что написаны от лиц разного социального статуса. Жоффруа де Виллардуэн являлся маршалом Шампани и принадлежал к знатному семейству Виллардуэн, играл большую роль в четвертом крестовом походе, выполняя роль дипломата и участника всех советов крестоносцев. С другой стороны Робер де Клари выступал в роли мелкого пикардийского рыцаря, участвующего наряду со всеми в сражениях и владеющего отрывочными сведениями о решениях на советах.

Его хроника полна восхищений увиденным в походе. И это не удивительно, захудалых рыцарей, отправившихся в Святую землю в то время было много. Его рассказ является более наивным, хоть и лишен некоторых важных подробностей, которые есть у Жоффруа де Виллардуэна. Многое он просто не мог знать, а если и описывал, то только понаслышке. Однако Виллардуэну было что скрывать, ведь он не мог опорочить поход, описав все деяния крестоносцев. Все, что он пишет о них, он поощряет, как правило, ссылаясь на Бога. А потому есть достаточно моментов, пропущенных Виллардуэном и описанных только у Робера де Клари. Но как бы не дополняли друг друга эти две хроники, это будет всё равно лишь одной стороной медали.

Для рассмотрения хотя бы отношений между греками и крестоносцами просто необходим был источник Никиты Хониата как жителя осажденного два раза Константинополя. После неудачных предыдущих крестовых походов многие рыцари уже отчаялись отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел разжечь дух крестоносцев на новые завоевания и начал созывать крестовый поход, названный впоследствии четвертым. Это, а точнее послание папы римского в 1198 году, является официальным объявлением четвертого крестового похода. Папа со своей стороны хотел стать во главе крестоносного движения, тем самым повысив папский авторитет, подорванный политикой сильной Германии. Он разослал своих легатов во все католические страны и потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований. В своем послании о крестовом походе в 1198 году папа идет на многие жертвы, призывая к походу. Он принуждает церковь отдать 30 тысяч фунтов, корабль и двадцатую часть церковных доходов в течении трех лет в пользу похода в Святую землю.

А главное в привилегиях для участвующих в походе рыцарей то, что "они пользуются освобождением от всех поборов, налогов и других тягостей; […] их имущество сохранится в целости и неприкосновенности до тех пор, пока не получится верное известие о их смерти или возвращении". Это и еще освобождение от всех долгов было заманчивым предложением для обедневших рыцарей, а также хорошей возможностью прикрыть свои захватнические деяния защитой церкви. В поход шли все неимущие, обедневшие, задолжавшие люди. Однако проповеди четвертого крестового похода связывают не только с именем Иннокентия III, но и с простым священником Фулько Нёльи. Дело в том, что когда папа начал собирать людей, которые отправятся в крестовый поход, многие государи были заняты локальными войнами и не могли откликнуться на его призыв. Вот здесь и всплывает имя малоизвестного священника Фулько из Галлии. Он один настолько был красноречив, что собрал больше всего людей в крестовый поход. По некоторым данным из-за его проповедей приняли крест более 200 тысяч человек.

Он явился на турнир в Шампани и уговорил графа Шампани возглавить четвертый крестовый поход. Правда граф хоть и умер еще до начала похода, но оставил огромные средства для содержания крестоносцев. Проповеди Фулька из Нёльи имели свою силу по двум причинам. По описаниям историка Якова Витрийского "Париж, поглощенный, как и все прочие города, всякого рода преступлениями и запятнанный бесчисленными пороками, блуждал во мраке". Блуд, разбой, невежество царили вокруг. Клирики сами погрязли в грехах, жили с наложницами, сквернословили и морально разлагались. Другие клирики, такие как священник Фульк, всеми силами проповеди пытались вернуть людей на праведный путь, порицая корысть, безнравственность, ростовщичество и другие пороки. Второй причиной силы проповеди Фулька были его деяния.

Дабы служить примером для людей еще при начале своей службы священником Фулько сломал старую церковь и пообещал построить ее не беря денег прихожан. Он собирал на нее пожертвования в течении всей своей жизни. И люди построили ее уже после его смерти. Рожер Говеден, английский историк, пишет, что Фульк обратился даже к английскому королю Ричарду и обвинил его в пороках, после чего несколько раз был в темнице. Также он порицал ростовщиков, постригал в монахини или возвращал на путь истинный развратных женщин, часто выдавая их замуж. И было еще много чего, что сделал Фульк и о чем говорили как о чудесах. Правда по сведениям Робера де Клари и Жоффруа де Виллардуэна Фульк умер еще до начала крестового похода приблизительно в одно время с графом Шампани. Ход событий Покупка флота у Венеции Для осуществления замысла крестового похода ее организаторам необходим был флот.

Робер де Клари пишет о двух послах, которые отправились в 1201 году искать флот, ибо не каждый город мог предоставить им такое количество лодок. По его мнению они отправились сначала в Геную, потом в Пизу, а после дошли до Венеции. Жоффруа де Виллардуэн, который был одним из послов, указывает другие сведения. Они обратились к дожу Венеции Энрико Дандоло и договорились о найме кораблей на условии выплаты крестоносцами около 100 тыс. Флот должен быть готов через год, тогда и произойдет уплата за него и отправление в поход. В данном месте хроники интересен момент, не описанный Робером де Клари о созыве совета дожем Венеции и об общем собрании народа Венеции. Даже когда уже всё было решено и обговорено, послы вышли к народу и просили помочь крестоносцам от имени организаторов похода, заканчивая словами: "И они повелели припасть к вашим стопам и не подниматься, покуда вы не согласитесь сжалиться над Святой землей за морем". И тогда шестеро послов склонились на колени перед ними, проливая обильные слезы, и дож, и все другие всхлипывали, плача от жалости, и восклицали в один голос, воздевая высоко руки, и говорили: "Мы согласны, мы согласны!

Это, на мой взгляд, любопытное уточнение Жоффруа де Виллардуэном говорит о царившей в городе демократии, хотя точнее исследователи называют венецианскую форму правления плутократией, поскольку Венеция занималась торговлей и власть принадлежала наиболее богатым гражданам. На это указывает и то, что послы не захотели сразу сказать дожу Венеции цель своего приезда, а предпочли говорить с ним на общем совете. Венеция того времени уже заслужила себе монополию, освободившись от влияния Византии еще в X-XI веке, развив свои торговые отношения и флот, а также вступая в браки с дочерьми базилевсов. А произошедшую с Византией "войну, вызванную торговым соперничеством, можно назвать европейской 1171 - 1175 ". К тому же "легенда рассказывает, что Дандоло лет за тридцать перед тем, во время пребывания в Константинополе в качестве посла, был предательски ослеплен греками при помощи вогнутого зеркала, сильно отражавшего солнечные лучи". Это также являлось причиной личной ненависти Энрико Дандоло к Византии. Таким образом, венецианцы, не любившие греков и считавшие их торговыми соперниками, стремились к падению Византийской империи или, по крайней мере, ослабления ее могущества. Это и есть основная причина похода и желание присоединиться к крестоносцам венецианцев.

Есть еще один интересный момент, упущенный Виллардуэном и указанный Робером де Клари о запрещение дожем Венеции на время строительства флота осуществлять какие-либо торговые сделки кажется очень сомнительным, поскольку во-первых, слишком крупные потери понесли бы венецианцы за год без торговли даже учитывая то, что крестоносцы должны были им заплатить годовые доходы английского и французского королевств. Во-вторых, коммерческие документы свидетельствуют об отправлении в это время на Восток самого крупного венецианского корабля "Рай", о котором потом будет упоминать Жоффруа де Виллардуэн в своих хрониках как о корабле, присутствующем во флоте крестоносцев. Завоевание Задара Исполняя свое обещание, дож Венеции построил флот, а крестоносцы собрались на острове Св. Николая в Венеции. Однако войско крестоносцев собралось не полностью и, соответственно, они не смогли уплатить необходимой суммы венецианцам даже учитывая повторный сбор с наиболее состоятельных крестоносцев. Здесь некоторые исследователи усматривают торговую предприимчивость венецианцев и хитрый ум девяностолетнего дожа Венеции Энрике Дандоло. Заборов так прямо и пишет про него: "заключая договор, циничный венецианский дипломат и купец предугадал то, о чем, верно, и не задумывались Виллардуэн и его спутники: дож учитывал, что едва ли в Венецию соберутся все крестоносцы […] И уж тогда от венецианского правительства, от него, дожа Дандоло, будет зависеть дальнейшая участь крестоносцев […] От него будет зависеть, в каком направлении повернуть рыцарское войско, так чтобы это принесло максимальную выгоду Венеции". Однако я полагаю, что хоть утверждение и вполне логично, но вряд ли дож Венеции был настолько дальновиден, иначе зачем ему тогда надо было выполнять свои обязательства до конца, предоставляя крестоносцам именно столько судов, на сколько условились.

К тому же не предоставив суда крестоносцам, он знал, что будет обвинен папой Иннокентием III в том, что венецианцы сорвали священный крестовый поход. Дож Венеции поставил крестоносцам условия, при которых они не смогли бы даже получать продовольствие на остров или уйти с него, не выплатив полную сумму за наем флота. Убедившись в их неплатежеспособности, он предложил им помочь отвоевать у венгерского короля город Задар Зару или Задр - город на берегу Адриатического моря. Робер де Клари так представляет себе слова дожа: "Жители этого города причинили нам много зла, и мы - я и мои люди - хотим, если сумеем, отомстить". Интересен в этом эпизоде тот факт, что венгерский король незадолго до этого сам "принял крест" и являлся крестоносцем. Следовательно, крестоносцы нападали на таких же крестоносцев, как и они сами. Ключевым моментом было то, что дож Венеции указал на богатство этого города, а крестоносцы и так были сильно истощены материально. И здесь уже всплывает другой факт и документ, найденный французским ученым Мас-Латри, о том, что Энрике Дондоло заключил с египетским султаном договор, по которому венецианцы должны были отвести крестовый поход от Египта и получить за это торговые привилегии в Александрии и дорогие подарки.

Однако данное утверждение слишком спорно, чтобы говорить о его значимости, поскольку, хоть документ и имеется на самом деле, но не датирован и некоторые исследователи относят его к гораздо более позднему времени 1208. К тому же слишком сомнительно, что Виллардуэн не знал об этом договоре, а в своей хронике он пишет: "Венецианцы превосходно выполнили все свои обязательства, и даже более того…". Отсюда видно, что вряд ли договор действительно существовал в то время. Хотя то, что венецианцы были в хороших отношениях с египетским султаном, несомненно, ведь они были торговым городом, а следовательно вели торговлю с Малой Азией. Но это еще ни о чем не говорит, учитывая те суммы, которые они должны были получить во время крестового похода половину от завоеванного. К тому же крестоносцев не остановила даже единая религия во время взятия Задара - "один из самых укрепленных городов на свете" , что уж говорить о торговых отношениях. Предложение о взятии Задара было принято всеми неоднозначно. Робер де Клари пишет: "Бароны и знатные рыцари-крестоносцы дали свое согласие на то, что предложил им дож; но все остальные в войске не знали об этом замысле, за исключением самых знатных людей".

С другой стороны Виллардуэн дает сведения о том, как далось это решение и что оно исходило от меньшинства: "Так был предложен этот договор.

Ответ: Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой. Что стало результатом четвертого крестового похода? Завоевание Константинополя в 1204 году в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима. Когда русские захватили Константинополь? Русско-византийская война 907 года — легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь. Поход подробно описан в «Повести временных лет» нач. XII века и завершился подписанием мирного договора в 907 году.

Широко известен в русском обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».

Крестоносцы против христиан

В июне 1203 года войско крестоносцев подошло к византийской столице. Осады Константинополя в 1204 году по крестоносцам (до сих пор называют «латиняне» или «франки») следует первой осаде и заканчивается в захвате и сосиски столицы Восточной Римской империи (или Византии). 25 июля 1261 года греки взяли Константинополь, вернув себе столицу, которой были лишены почти шесть десятилетий фактически, это означало возрождение Византии!. (Было оно, правда, довольно условным часы империи неумолимо вели обратный отсчёт) Впрочем по порядку. Первое завоевание Константинополя В продолжение весенних и летних месяцев 1202 года Венеции собрались значительные отряды немецких, ранцузских и итальянских крестоносцев. Падение Константинополя 1453 год В 1451 году умирает победитель при Варне, султан Мурад II. Новым султаном становится 19-летний Мехмед II. Едва взойдя на престол, Мехмед дал клятву, во что бы то ни стало завоевать Константинополь.

Крестоносцы против христиан

И вот настал день 12 апреля 1204 года, когда крестоносцы начали штурм Константинополя. Робер де Клари описывает непосредственные события у одной из константинопольских башен, отмечая своего брата – клирика Альома де Клари. в 1203 и в 1204 г. Итоги: Захват в 1204 году Константинополя крестоносцами. Первое завоевание Константинополя В продолжение весенних и летних месяцев 1202 года Венеции собрались значительные отряды немецких, ранцузских и итальянских крестоносцев. 13 апреля 1204 г. крестоносцы, воодушевляемые католическими священниками, отпускавшими всем грехи за это «святое дело», ворвались в Константинополь и начался самый настоящий грабеж. падение Константинополя после двух очень тяжелых — осады 1203 года и осады 1204 годов - крупными силами венецианского флота и западноевропейской (преимущественно французской) пехоты, что положило созданию. Оригинал взят у liqe в Взятие Константинополя (1204) В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами.

Цель - Константинополь

Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XVI в. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

А Балдуину II оставалось только бежать в окружении немногих крестоносцев и венецианцев. Вот вам тоже почерк блестящего, уверенного в себе правителя. Он не торопился с царским венчанием до освобождения столицы. Вернуть все, что было потеряно, не удалось никогда.

Афинское герцогство и Ахейское княжество сохранились. Часть территории Эпира, за Диррахием, была захвачена латинянами навсегда. Не удалось вернуть некоторые острова. Немыслимым было даже пытаться вернуть крупнейшие острова империи — Крит и тем более Кипр, хотя большая часть крупных островов в Эгейском море была возвращена империи. И еще 200 лет агонии.

Территория империи постоянно сокращается, но вместе с тем это двести лет большой политики, 200 лет оберегания интересов православия, 200 лет, за которые, как мы увидим с вами через 2 недели на последней лекции моего цикла, Константинополь подарил миру Возрождение, православное, христианское возрождение, не изувеченное язычеством. Но территория сокращается постоянно. И самое неприятное, что буквально через считанные десятилетия после возвращения Константинополя начинают утрачиваться прежде всего азиатские владения. Во времена Великого переселения народов в восточных провинциях Римской империи энергичных людей хватило, и потому она устояла, но в западных провинциях уже не хватило, слишком много было энергичных людей среди окружающих варварских народов. В гораздо меньшем масштабе мы наблюдаем нечто подобное в закате Византии.

Энергичные люди, способные поддержать, укрепить державу и даже решиться на освобождение столицы, были в восточных фемах. Но они потратили свою энергию на освобождение столицы и ее округа, на ликвидацию Латинской империи, они уехали туда и на территории азиатской никого не осталось. Ласкари наносили успешные удары малоазийским туркам-сельджукам. Но уже в XIII веке начинается возвышение турок-османов, постепенно подчиняющих себе сельджукское население, то есть последней волны, которую Туран, если хотите, Туркестан, выбросил в направлении Европы. А ведь это тоже показательно, они тоже глухие провинциалы, подчинившие себе сельджукский мир и приведшие его к созданию Блистательной Порты — грандиозной Османской империи.

Они тоже ведь из глуши, тоже ведь провинциалы, но только тюркского мира. Один за другим ими руководят крупные военачальники: Эртогрул, затем Осман, его родич, ставший основателем династии время предводительства или, если хотите, правления 1289-1326 , и затем Орхан 1326-1359. Правили подолгу, крепкие мужи были. Несмотря на все усилия удержать и турок, смотрите, как быстро, в 1336 году в руки османов попадает Пруса по-турецки Бурса , город в середине Малой Азии, он превращается в их столицу. Никея, бывшая только что столицей последнего православного анклава, была захвачена турками в 1329 году, через полвека после освобождения Константинополя.

В 1337 году пала Никомедия. А в 1338 году турки выходят к Босфору. Вот с чего начинается поздневизантийский период. Освободили европейские земли — утратили азиатские. Наверное, всего того могло бы и не быть, если бы не предательство западными общехристианских интересов.

У меня нету времени, это не прямая тема нашего цикла. И все-таки рискну лишний раз обратить ваше внимание на последний акт этого предательства, тем более, что он тоже лежит в XIII веке. Это ситуация с так называемым Желтым крестовым походом. Нас сейчас интересуют хулагиды, то есть та ветвь чингизидов, которая благополучно укрепилась в Иране. Среди них было очень много христиан.

И в нашей орде — в улусе Джучи тоже было много христиан, правда, не совсем тех, все больше несториан, потому что именно несторианское христианство распространилось по Великой степи до северного Китая включительно. Дело вот в чем. Судя по всему, несториане ощущали себя частью восточнохристианского мира. Ересь Нестория и соответствующие соборы были в далеком прошлом. Люди идентифицируют себя, связывая себя с тем или иным вероисповеданием, слушая своих духовных учителей.

Но когда они принимают решения сами, самоидентификация осуществляется все-таки на основе культурного единства, а никак не анализа догматики. Простой степняк про догматику не знал ничего. Он толком и не знал, в чем его отличие от русского мужика или от армянского обитателя Киликии в Малой Азии. Строго говоря, армянин тоже не знал. Думаю, что не очень знал и наш рядовой приходской священник.

На уровне культурной идентификации все проходит легко и очень органично, а догматические споры в любую эпоху остаются уделом немногих десятков богословов. И вот, оказавшись в зоне контакта восточных христиан с христианами западными и мусульманами, несториане Великой степи — караиты, найманы монголы, как известно, христианами не были увлекают свой улус, увлекают хулагидов в то, что Гумилевым было удачно названо «Желтым крестовым походом». Он воспринимался как крестовый поход, хоть и недолго, и средневековыми авторами. Несториане увлекли хулагидов новым ударом по исламу. Любимая жена Хулагу, который придерживался традиционного монгольского вероисповедания, к тому же была христианкой.

И западноевропейские наблюдатели, кстати, крестоносцы, были так восхищены тем, что происходит, что сравнивали ее со святой Еленой. Но так было в Европе, а на Ближнем Востоке было иначе. На Ближнем Востоке грозного приближения монгольских сил латиняне испугались настолько, что обеспечили тыл и снабжение египетским мамлюкам. А тем, мусульманам и воинам рабского происхождения, было из-за чего сражаться с монголами и их спутниками: они были тюркского происхождения и многие из них уже прошли через монгольский плен и обращение монголами в рабство. Решающие столкновения произошли в южной Сирии и северной Палестине.

Если бы не омерзительное предательство крестоносных баронов, владетелей на Ближнем Востоке, мамлюки, безусловно, не смогли бы победить не побежденную еще никем ордынскую конницу. Им это удалось по единственной причине. У монголов после длительного перехода просто устали кони, а мамлюкам предоставили отдых, продовольствие, корм лошадям те же самые западноевропейцы, предатели общехристианского дела. И монгольский генерал, найман и христианин Китбуга-нойон проиграл. Он проиграл и был убит, заявив напоследок мамлюкскому бею, что он в отличие от бея а не раб, б не предавал своего государя и в , его, конечно, убьют, но монголы снова придут и вырежут всех мамлюков.

После того Китбуга, естественно, был убит. Если бы он не был несторианином, мы этого защитника христианства и христианских интересов должны были бы канонизовать как святого воина. По крайней мере добрая память должна связывать нас с именем нойона Китбуги. И вот, что сделали тем самым западные, увидеть очень просто. За два десятилетия были утрачены все крестоносные владения последний город — Акра , а затем озверевшие профессиональные воины мамлюкского, рабского происхождения начали истребление восточных христиан.

Вот этот страшный рубеж — XIII век. Вот цена последнего предательства западных. Подробно об этом в популярной и весьма доступной работе Гумилева «Конец и вновь начало», а еще подробнее в специальной главе его же книги «Поиски вымышленного царства» с большим ближневосточным материалом. Теперь посмотрите. Вы понимаете прекрасно, что если бы того не произошло, то сельджуки оставались бы реликтом, потому что никакая волна, никакой новый прилив османской энергии не мог бы изменить ситуацию в мире, где мусульман стало совсем мало.

Уже не говорю о том, что если бы не состоялось крестоносное предательство 60-х годов XIII века, тюркский мир в Малой Азии просто был бы замкнут между христианами Ближнего Востока, христианами Кавказа и христианами империи. Вот этого тоже не следует забывать и упускать из вида. Но, к сожалению, предательство произошло. Вернемся к ромеям. Когда я так называл эту лекцию, я имел определенные основания.

Действительно, и среди последних василевсов были достойные и выдающиеся деятели. Дальше вопрос стоял только об удержании границы по Пропонтиде. Появился удивительно продажный василевс Иоанн V годы правления 1341-1376 , эгоистичный до предела, уступавший западным во всем. Генуэзцы сохранили свое положение, но венецианцы вернули свое. Именно при нем уже различные города и купцы различных торговых корпораций Запада получали бесконечные концессии и привилегии.

Все меньше и меньше оставалось византийского. При Иоанне V имперский флот стал чисто иностранным. Он почти полностью состоял из судов и, что еще хуже, из мореходов крупнейших торговых городов Италии. Однако и при нем натиск Римской церкви и натиск западного торгового капитала был сильно приостановлен выдающимся дядей его, который при поддержке последних православных патриотов был навязан племяннику в соправители с именем Иоанна VI. Формально то была узурпация, но благодаря этому вымученному соправительству время жизни империи продлилось.

Иоанн VI Кантакузин был близким другом и покровителем патриарха Филофея Коккина, тем самым человеком, близким к святителю Григорию Паламе. Он был исихаст. И когда, не пожелав вступить в откровенную гражданскую войну, Иоанн VI уступил единодержавие властолюбивому племяннику, он удалился в монастырь и закончил дни свои как монах-молчальник, как монах-исихаст. Изначально исихазм было нормой и методом самосовершенствования монаха, и даже не любого, а особо одаренного монаха, склонного к уединенной, келейной молитве и богомыслию. Начиная с Кантакузина, движение исихастов переживало свой рассвет подробнее на следующей лекции.

За очень короткий срок оно прошло поразительный путь и стало путем самосовершенствования уже любого монаха, а затем и любого мирянина. Об этом можно прочитать, кстати, и в проповедях самого Паламы, когда он стал архиепископом Фессалоники. Более того, движение исихастов приобрело также политическую форму, попытавшись стать инструментом объединения православных христиан всего Балканского региона, и Руси тоже, но Русь была еще очень далеко. То был поразительный момент истории — ученые монахи-исихасты, по сути дела сподвижники и ученики Паламы, попытались добиться объединения греков, болгар и сербов. И у них, как мне кажется, могло получиться.

Еще довольно много энергии оставалось у болгар. Но еще больше энергии было у сербов. Была и такая попытка, она занимает несколько десятилетий. В теле и без того сократившейся империи гвоздями сидят крестоносные феодальные княжества. Эти княжества постоянно интригуют и тем самым постоянно стремятся стравить между собой балканских православных государей.

То, что турки стремятся захватить Константинополь, не подлежит ни малейшему сомнению. О Мануиле II современником было написано: «Этот великий государь мог бы спасти империю, если бы ее можно было спасти». Я позволю себе с хронистом поспорить. Этот великий государь мог бы спасти империю, если бы еще было, что спасать. Третий Рим уже начали выращивать.

Обычно я касался этого вопроса на лекциях Русского курса. Для тех, кто не слушал меня или не читал моей «Империи», обращу внимание на то, как усердно сохраняется единая митрополия, единый для всех церковный округ, для всех епархий Русской церкви, насколько, несмотря на все происки князей, особенно Литовских, это поддерживают один за другим и Константинопольские патриархи, и митрополиты Киевские и Владимирские, кто бы ни был митрополитом. Были греки, был болгарин, были галичане, был москвич Алексей. Все они действуют одинаково. Ведь Русская митрополия в это время территориально больше, чем остальная часть Константинопольской патриархии.

Строго говоря, митрополичий округ такого размера противоканоничен. Конечно, на Русской земле могло быть и несколько митрополичьих округов с правом созывать окружные соборы. Но Вселенская церковь, ее иерархия идут на крайнее нарушение канонов только для того, чтобы сохранить церковное единство там, где еще нет единства политического. Они выращивают преемницу Царьграда, выращивают Третий Рим. Есть еще два очень интересных исторических момента, чрезвычайно интересных.

Первый связан с одной моей гипотезой. Позволю себе выдвинуть ее.

Стоя лагерем в одном из предместий Константинополя, крестоносцы более полугода не только оказывали воздействие на жизнь столицы империи, но и все более распалялись при виде ее богатств. Крестоносцы решили штурмовать город со стороны Золотого Рога, у Влахернского дворца.

Католические священники, состоявшие при войсках крестоносцев, всячески поддерживали их боевой дух. Они с готовностью отпускали грехи всем желавшим того участникам предстоящего штурма, внушая воинам мысль о богоугодности захвата Константинополя. Вначале были засыпаны рвы перед крепостными стенами, после чего рыцари пошли на приступ. Византийские воины отчаянно сопротивлялись, но все же 9 апреля крестоносцам удалось ворваться в Константинополь.

Однако они не сумели закрепиться в городе, и 12 апреля атака — возобновилась. С помощью штурмовых лестниц передовая группа атакующих взобралась на крепостную стену. Другая группа сделала пролом на одном из участков стены, а затем разбила несколько крепостных ворот, действуя уже изнутри.

Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег 34 тысячи марок послужить Венеции своим оружием. Каковы были последствия 4 крестового похода Назовите не менее двух? Ответ: Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой.

Что стало результатом четвертого крестового похода? Завоевание Константинополя в 1204 году в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима. Когда русские захватили Константинополь? Русско-византийская война 907 года — легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь. Поход подробно описан в «Повести временных лет» нач.

Падение Константинополя обворожило Европу история в 1204 году

в 1203 и в 1204 г. Итоги: Захват в 1204 году Константинополя крестоносцами. Захваченный "крестоносцами" и умывшийся православной кровью Константинополь еще в 1204 году стал предвозвестником "Заката Европы" и всей западно-христианской цивилизации. Так уже в 1198 г. начал завязываться тот узел, который к весне 1204 г. стянулся тугой петлей вокруг Константинополя. Утром 13 апреля 1204 года войска так и не встретив сопротивления, заняли южную половину города, и в Константинополь торжественно вступил Бонифаций де Монферрат. Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годах. В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Сначала крестоносцы намеревались направиться через море в Египет. К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах. В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий